Казанский Архиерейский собор

  • Адрес: г. Бийск, улица Ильи Мухачева, 228Б

Описание

 

Казанская архиерейская церковь

(улица имени И. А. Мухачева, 228 б)

 

Одним из центральных объектов Бийского архиерейского подворья, определяющих неповторимый самобытный образ места в девяностые годы ХIХ в., стала Казанская архиерейская церковь, одна из старейших ныне сохранившихся и действующих в Бийске.

Стоящая на пригорке краснокирпичная, с синими куполами, Казанская архиерейская церковь являлась главным храмом архиерейского подворья и Алтайской духовной миссии.

Строился храм на благотворительные средства и на суммы, собранные крестьянами Алтайского горнозаводского округа в память Императора Александра II, освободителя крестьян от горнозаводской крепостной зависимости. Значительную лепту, в 22 тысячи рублей, в постройку храма внес бийский купец А. Ф. Морозов.

8 (по новому стилю – 20) ноября 1892 г. Преосвященнейшим Владимиром (Синьковским), епископом Бийским, состоялось освящение построенной церкви. Торжественное событие было приурочено к празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской духовной миссии.

Своеобразная нарядная колокольня с крыльцом была пристроена к церкви несколько позже — в 1901 г., на средства старосты храма. С 8 октября 1897 г., на протяжении двух десятилетий, обязанности церковного старосты исполнял бийский 2-ой гильдии купец В. М. Рыбаков. Старая, отдельно стоявшая обветшавшая звонница после постройки новой, была снесена.

Длина собора составила 41 м., высота — 27 м., а площадь — 599,7 кв. м.

Интерьер храма, по воспоминаниям старожилов района Казанки, украшал великолепный резной позолоченный иконостас, очевидно, изготовленный в Бийской иконостасной мастерской А. А. Борзенкова. Внутреннее пространство освещали роскошные люстры — паникадила.

На 1905 г. здесь числилось: облачений — 16 архиерейских, 61 священническое, 53 диаконских; 3 потира с принадлежностями, 4 напрестольных Евангелия, 3 напрестольных креста.

Причту, по указу Святейшего Синода от 5 апреля 1905 г., полагалось два священника, диакон и два псаломщика. Старшими священниками являлись помощники начальника Алтайской духовной миссии — иерей Алексий Соколов и протоиерей Петр Бенедиктов, сменивший один другого. Обязанности диакона с 1904 г. исполнял сын священника, выпускник Бийского миссионерского катехизаторского училища, служащий канцелярии начальника Алтайской миссии Е. М. Ячменев. Исполняющими должности псаломщиков были в основном выпускники Бийского миссионерского катехизаторского училища — Викентий Бельский, Яков Бастрыгин и другие.

Послужные списки священно- и церковнослужителей, и других лиц, подведомственных церкви, за 1915 г. дают подробную информацию о составе церковного причта. Тогда он состоял из старшего священника протоиерея Петра Бенедиктова, сверхштатного священника Алексия Соколова, приходившегося сыном епископу Бийскому Иннокентию, диакона Трофима Черных, псаломщиков — Димитрия Кривых, Федора Печенина и Сергия Троицкого.

В ведении храма состояли две каменные часовни — Никольская, расположенная на Ярмарочной площади и Иверская, стоящая на Базарной площади.

В церкви часто совершались архиерейские богослужения, на которые собиралось огромное количество народа.

В 1920 г. священниками храма значились Петр Сподатейко и Варфоломей Шуклин.

В 20-е гг. ХХ в. церковь попала в ведение обновленческой организации «Живая церковь». 11 и 12 марта 1926 г. в Казанском храме прошел съезд обновленческого православного духовенства и мирян Бийской обновленческой епархии. В это же время церковь в некоторых документах именуется Казанским собором.

В апреле 1926 г. послушание настоятеля храма исполнял священник Сергий Сребрянский. Вторым священником и секретарем прихода был Андрей Осташенко. Петр Уткин являлся диаконом, а Королев Семен — церковным старостой.

Очевидно, вскоре приход снова вышел из обновленчества. По состоянию на апрель 1926 г. настоятелем церкви значился протоиерей Сергий Стахиев, который ко дню Святой Пасхи «за достойное прохождение пастырского служения» заместителем Патриаршего местоблюстителя Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Нижегородским, был награжден «золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями».

В 1930 г. храм закрывается для богослужений. На заседании президиума Бийского окружного исполнительного комитета Сибирского края, проходившего 10 августа 1930 г., согласно составленному протоколу (§ 14) «О закрытии Казанской архиерейской церкви», было сказано, что: «Ввиду фактического отсутствия членов общины, отказа церковного совета от дальнейшего пользования церковью, отказа от оплаты налогов и страхвзносов, считать договор с группой расторгнутым. Ввиду отсутствия после 2-х недельного объявления новых групп верующих, желающих взять на себя управление культимуществом, — помещение церкви передать в распоряжение горсовета под клуб. Просить СКИК санкционировать данное постановление».

За алтарем церкви к моменту ее закрытия находился небольшой некрополь. По воспоминаниям старожилы района Казанки В. Ф. Соболевой, некрополь насчитывал более десятка могил. Закрытие храма повлекло за собой и уничтожение некрополя. Его сравняли с землей, а кресты и надгробные памятники, очевидно, уничтожили.

В течение последующих 60-ти советских лет церковь использовали совсем в иных целях: как конюшню, солдатский клуб, спортивный зал, овощехранилище, склад горюче-смазочных материалов, солдатский тир.

В эти годы было разобрано правое крыльцо храма, а к южному фасаду пристроено одноэтажное кирпичное здание с душевыми кабинами для солдат. Со стороны парадного западного фасада, в нескольких метрах от храма, был устроен открытый бассейн воинской части для проведения соревнований и сдачи служащими нормативов по плаванию.

При активном участии главы Администрации г. Бийска Г. В. Горбунова, в 1990 г. Казанская церковь из военного ведомства была возвращена верующим. Начались ремонтно-реставрационные работы. По рисункам О. И. Тятовой был выполнен изящный пятиярусный золоченый иконостас (резчик С. Печенкин). Изготовлением двух малых клиросных иконостасов занимались резчики И. Бочаров и А. Тихонов. Новые иконы были написаны художником-иконописцем В. А. Чепровым. Храм украсили также и сохранившиеся старинные образа ХVIII — начала ХХ в., переданные жителями г. Бийска.

Вторичное освящение возрожденного храма малым иерейским чином состоялось 6 июня 1994 г., по ошибке во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Первым настоятелем был назначен иерей Сергий Балахнин. Вскоре, в декабре 1994 г., его сменил иерей Валерий Замятин, который распоряжением за № 91 Преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского, с 29 июня 2005 г. одновременно был назначен и благочинным Бийского округа.

8 ноября 2013 г. епископ Сергий (Иванников), Барнаульский и Алтайский, совершил чин вторичного освящения церкви, вернув ей первоначальное историческое название — во имя Казанской иконы Божией Матери.

Среди особо чтимых святынь храма в настоящее время значатся:

— точная копия чудотворной афонской иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона с текстом: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской горе, в скиту святого Пророка Илии, при архимандрите Гаврииле с братиею. 1893 г.»;

— икона святителя Димитрия, митрополита Ростовского, конца ХIХ в., с частицей его святых мощей, выполненная в технике хромолитографии;

— икона преподобного Александра Свирского с частицей его святых мощей, написанная в начале 2000-х гг. бийским художником С. А. Морозовым;

— икона «Апостолы Алтая», написанная в 2007 г. пономарем храма, тогда студентом отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 22», Я.А. Стародубцевым;

— икона святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Алтайского, с частицей его мощей и частицей древа его гроба, написанная во Владимирской области, на родине святителя, потомственным иконописцемиз рода Панкрышевых в 2011–2012 гг. Передана 26 февраля 2012 г. в дар г. Бийску приходом Казанского храма г. Котельники Московской области;

— икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей; — икона священномученика Сильвестра Омского с частицей мощей;

— ковчег с 18-ю мощами святых, переданных церкви архиепископом Ровенским Варфоломеем (Ващуком) в 2012 г.

Павел Коваленко,

директор Музея истории

Алтайской духовной миссии,

г. Бийск

 


Нет комментариев

Написать комментарий